Реализация инновационного проекта
Ярмарка инновационных педагогических идей
26 сентября 2022 года на базе гимназии №4 г.Могилева прошло методическое мероприятие «Ярмарка инновационных педагогических идей», в котором приняла участие ГУО «Средняя школа №8 г. Могилева»
Реализация допрофильной подготовки и профильного обучения в школе
9 апреля 2022 года в учреждении образования состоялся педагогический совет по теме «Реализация допрофильной подготовки и профильного обучения в школе».
Педсовет прошел в формате научно-практической конференции. Также была организована выставка материалов, наработанных в ходе реализации инновационного проекта.
Цель педагогического совета: определение перспективных направлений развития профильного обучения и допрофильной подготовки для повышения качества образования и создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации и сопровождения допрофильной подготовки и профильного обучения с целью формирования готовности учащихся к осознанному профессиональному выбору педагогической направленности.
Задачи:
-проанализировать результаты деятельности учреждения образования по реализации допрофильной подготовки и профильного обучения, выявить проблемы обеспечения качественной работы педагогов в данном направлении;
-определить эффективность использования методов и приемов работы по реализации допрофильной подготовки и профильного обучения;
-оценить итоги работы педагогического коллектива по реализации инновационного проекта «Внедрение модели допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования» и возможности дальнейшего использования результатов проекта;
-совершенствовать условия и механизмы осуществления допрофильной подготовки и профильного обучения;
-определить перспективные направления развития профильного обучения и допрофильной подготовки для повышения качества образования;
-способствовать развитию профессионализма педагогических кадров школы в вопросах допрофильной подготовки и профильного обучения.
В ходе заседания педагогического совета были выявлены основные линии поведения педагогического коллектива, система общих взглядов на деятельность школы по организации допрофильной подготовки и профильного обучения; определены направления действий коллектива по совершенствованию допрофильной подготовки и профильного обучения . Также был заслушан итоговый отчет по реализации инновационного проекта «Внедрение модели допрофильной подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования».
Организация допрофильной подготовки и профильное обучение были рассмотрены с 2-х ракурсов: с точки зрения организации образовательного процесса (изучение предметов на повышенном уровне) на II и III ступенях общего среднего образования как условие повышения качества образования и с точки зрения организации профориентационной работы с целью формирования готовности учащихся к осознанному профессиональному выбору, в том числе профессии педагогической направленности.
Заместитель директора по учебной работе Малахова Н.П. выступила с докладом «Анализ организации и состояния допрофильной подготовки и профильного обучения в государственном учреждении образования.
Анализ результатов анкетирования учащихся и их законных представителей 7-х, 9-х, 10-х, 11-х классов «Изучение мнения родителей и учащихся по вопросам организации допрофильной подготовки профильного обучения», в котором было отражено состояние допрофильной подготовки и профильного обучения в школе с момента введения в образовательный процесс.
Педагог-психолог Балутенко С.В. порекомендовала учителям- предметникам и классным руководителям основные приемы и методы психолого- педагогической поддержки школьников при организации допрофильной подготовки и профильного обучения.
Также вниманию педагогического коллектива был представлен творческий отчет педагогов, которые участвовали в реализации инновационного проекта.
Своим опытом работы классного руководителя 11 класса педагогической направленности поделилась Пашенькова И.А. А также ее учащиеся педагогического класса подготовили небольшое мотивационное выступление о роли педагогической профессии.
По итогам педагогического совета была смоделирована модель допрофильной педагогической подготовки и профильного обучения в школе.
Далее была предложена практическая часть: составление модели выпускника профильного педагогического класса.
Педагоги обсудили дальнейшие пути допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся, предложили критерии оценки ее эффективности.
Искусство практического человековедения
Объединение по интересам «Искусство практического человековедения» в рамках инновационного проекта «Внедрение модели допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования»
Целью курса «Искусство практического человековедения» в 9 «А» классе является воспитание и развитие у учащихся навыков размышления о жизни через формирование мировоззренческих ценностей о назначении человека и присвоении учащимся гуманистических ценностей, которые основаны на глубоких знаниях и представлениях о функциях человека и всего человечества , о природе человека, его возможностях и обязанностях перед собой и миром.
Так как у учащихся мало жизненного опыта, то знания они черпают из разных источников. И моя задача – научить учащихся отбирать необходимую информацию и эффективно работать с нею, применять индивидуальный подход, стимулировать их работу с разным уровнем обученности в группах.
При обработке материала передо мной стоит задача – координировать деятельность учащихся и создавать условия для активной совместной деятельности. Нужно обеспечить мотивацию, желание учащихся общаться на определенную тему. Программой курса «Искусство практического человековедения» предусмотрены также практические занятия, на которых учащиеся проводят тренинги, определяя проблемы и пути их решения. Отдельные темы курса могут использоваться на уроках биологии «Причины и следствия антропологической и экологической катастроф», обществоведения «Долг родительский, супружеский, сыновий» и других. Такая подготовка воспитывает у учащихся уверенность в себе, умение подготавливать собственные проекты, участвовать в разработке различных сценариев, презентаций, выступать перед публикой.
Курс «Искусство практического человековедения» развивает у учащихся интеллектуальные способности, речь, способность к управлению собственным процессом обучения и прогнозированию образовательной траектории дальнейшего обучения с потребностями и интересами в профессионально-педагогической сфере.
Классный руководитель: Рабова С.Н.
Учись учиться
Объединение по интересам «Учись учиться» в рамках инновационного проекта «Внедрение модели допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования»
В рамках реализации данного проекта в государственном учреждении образования «Средняя школа №8 г.Могилева» для учащихся организована работа объединений по интересам. «Учись учиться» - так называется объединение для самых младших участников проекта – пятиклассников.
Процесс перехода из начальной школы в среднюю имеет ряд трудностей, связанных с адаптацией к обучению в средней школе. Эти трудности являются источником появления школьной тревожности, неуверенности в себе, отрицательной мотивации к обучению, что в результате приводит к снижению успеваемости, неуверенности в своих возможностях. В ходе проведения занятий ребята знакомятся со способами и правилами преодоления этих трудностей, у учащихся формируются общеучебные умения и навыки, необходимых для эффективной самоорганизации, развиваются способности к самообучению, самовоспитанию и самосовершенствованию.
Подготовка к выполнению заданий способствует формированию у учащихся умения выполнять различные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), вырабатывать и аргументировать собственное суждение, развивать мыслительное творчество. В ходе занятий учащиеся развивают навыки работы с различными источниками информации, способы поиска и отбора информации, правила работы в интернете. Ну а чтобы занятия проходили максимально интересно для ребят, на занятиях используются современные технические средства, применяются инфомационно-коммуникационные технологии.
Развивающий потенциал учащихся
ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ «СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА» В РАМКАХ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА «ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ДОПРОФИЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ НА II СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Не один год перед системой образования стоит задача возрождения интереса молодежи к педагогической профессии и привлечения на педагогические специальности наиболее мотивированных и подготовленных абитуриентов. С этой целью в государственном учреждении образования «Средняя школа №8 г.Могилева» с начала 2020/2021 учебного года ведётся работа по реализации инновационного проекта «Внедрение модели допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования».
Реализация данного проекта осуществляется через занятия для учащихся 5-11 классов. Данные занятия проводятся для учащихся и объединяют группу учащихся на основе общих интересов, добровольности выбора этой формы обучения.
На занятиях учащиеся не только узнают что-то новое от учителя, но и сами стараются подготовить тренинги, анкеты или задания по темам, стараются удивить и заинтересовать других, что очень важно в профессии учителя. Темы на занятиях охватывают большой объем различной информации, начиная от самоанализа, восприятия мира, внимания, памяти и заканчивая фантазиями, операциями мышления, развития интеллекта и психологическими этюдами.
Ребята выполняют большое количество заданий на внимательность и логику, на развитие памяти и воображения, тем самым развивают свой потенциал в допрофильной педагогической подготовке (прочитать текст и найти определенные спрятанные слова, записать буквы в алфавитном порядке, подобрать антонимы и синонимы к словам, провести анкетирование и др.).
Становление учителя довольно долгий процесс, который должен еще начинаться с младших классов в школе, то есть задолго до поступления в профессиональное учебное заведение, ведь в 11-х классах агитировать за профессию педагога уже поздно. Учёба по допрофильному обучению оказывает большое влияние на учащихся, так как ориентирует их на выбор педагогической профессии, создает благоприятные условия для общения, самовыражения, самореализации, приобщения к педагогической культуре, тем самым способствуя развитию личности.
Можно заметить, что учащиеся допрофильных педагогических групп с малых лет вовлечены в разнообразную практическую деятельность: выступают помощниками своих классных руководителей, посещают уроки учителей, пробуют свои силы в научных и исследовательских работах, стараются организовывать игры и викторины и внеклассную работу собственного класса, подготавливают и проводят воспитательные дела в школьном музее, проводят игровые мероприятия, помогают организовывать праздничные мероприятия, подготавливают фрагменты уроков, печатают свои статьи в газетах и на сайтах, участвуют в школьной деятельности.
Работа учащихся на занятиях не оценивается в баллах как на уроках, но признание проделанной работы достойны того, чтобы повторить ее в более широкой аудитории, например, на уроке, лекции или определенном мероприятии.
На занятиях педагогической направленности применяются формы и методы, характерные для внеклассных занятий с сочетанием метапредметных связей. Работая с 5-10 учащимися, преподаватель в большей мере, чем на уроке, может осуществлять дифференцированный подход и подбирать задания в зависимости от особенностей учащихся (больше всего применяется исследовательский метод, который так необходим в педагогической направленности).
Благодаря учителям педагогических классов и занятиям в рамках инновационного проекта все желающие учащиеся уже сегодня имеют возможность не только проверить свои умения и личностные качества, необходимые в профессии учителя, но и обрести социальный опыт, получить дополнительную мотивацию к будущей профессиональной самореализации. Необходимо всего лишь заинтересовать школьников данной профессией и поднять статус педагога и показать его значимость в жизни человека. А психолого-педагогические навыки, которые получат учащиеся в процессе допрофильной и профильной подготовки, станут фундаментом для их дальнейшего обучения.
Искусство практического Человековедения
Одним из направлений профориентационной работы в средней школе №8 г. Могилёва является профессиональное воспитание учащихся в объединении по интересам «Искусство практического Человековедения». Деятельность групп педагогической направленности ориентирована не только на развитие у обучающихся мотивации к овладению педагогической профессией, но и на социализацию личности.
Педагогические пробы
Одной из форм проведения занятий " Педагогические роли учителя" являются педагогические пробы, которые дают возможность учащимся побывать в роли учителя и оценить свои способности по выполнению функций педдеятельности.На протяжении полугода учащиеся посещали занятия у учителей, после которых педагоги рассказывали о своем педагогическом опыте, с какими трудностями пришлось встретиться.
05.03 учащиеся 8"А"Лиза Шамаль и Александра Рябычина подготовили и провели урокивв русского языка и литературы, математики и изо в 4 классе. При подготовке к урокам были проведены консультации учителем начальных классов и учителями- предметниками.
Учащимся быть в роли учителя очень понравилось.
Подготовка учащихся к выбору профессии педагогической направленности
В нашей школе осуществляется ранняя диагностика и подготовка учащихся для выбора профиля педнаправленности. Эта работа осуществляется в рамках курса "Педагогические роли учителя" в 8 "А" классе. В рамках занятий созданы условия для самовыражения, общения и приобщения учащихся к их будущей профессии учителя. На занятиях учащиеся становятся в " роль учителя". Они самостоятельно решают, какими качествами должен обладать учитель. Создают проекты "Роль учителя и ученика в образовательном процессе", "Учитель в моем понимании" и другие. Учащиеся готовят выступления по вопросам курса "Педагогические роли учителя", проводят анкетирование среди сверстников, создают собственное портфолио и др. Данное направление реализуется через систему работы классного руководителя, педагога- психолога, учителей- предметников с учащимися. Данный курс дает возможность учащимся возможность осуществить первичную самодиагностику своих педспособностей в данной профессии.
Классный рук. 8 "А" кл. Рабова С. Н.